Войти

Выполните вход с помощью электронной почты. Если вы не помните свой пароль, воспользуйтесь восстановлением пароля

Восстановить пароль
Восстановление пароля

Введите свой адрес электронной почты ниже.
На него придет ссылка для смены пароля.

Регистрация

Чтобы зарегистрироваться, пожалуйста, заполните поля ниже

Ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности, кандидат юридических наук

Профиль
52
29.07.2019
180 дней до открытия Разработка концепции

Как защитить бренд ресторана

Зачем ресторатору зарегистрированный товарный знак — объясняет Ольга Терещенко

Единорогов не существует 

Можно ли встретить единорога в парке? Ответ вроде бы очевиден.

А можно ли нарушить право и заплатить многомиллионную компенсацию, если ты сам автор идеи бренда, сам придумал и сам разработал?

Есть бизнес-идея. Рынок изучен, ты чувствуешь, что готов. Но нужна упаковка — яркая, сочная, запоминающаяся, чтобы не как у всех. Бренд может сделать тебя узнаваемым.

И вот ты сидишь в парке, в том самом, без единорогов. В наушниках — любимый плей-лист. Мозговой штурм. Рождается идея. Крутая. Классное название и лого: на волне, с долей хайпа.

Дальше — таргет в Инсте, настройка тегов в Яндексе, раскрутка и сео. Первая прибыль. Новый айфон. Все получится!..

И вдруг претензия: прошу прекратить использование обозначения, нарушающего право на товарный знак, с уплатой компенсации в размере 1 500 000.

В смысле? Какое еще нарушение? В этот момент единороги уже не выглядят такими мифическими. Потому как нарушить чужое право собственной же идеей выглядит такой же сказкой. 

Миллионы за забывчивость

В фильме «Сироп» 2011 года главный герой ночью придумал идею напитка FUKK, рассказал об этом своему соседу по квартире, а утром побежал продавать идею маркетологу крупной компании. На совете директоров была предложена цена в 2 миллиона долларов.

Вопрос маркетолога на ухо «изобретателю»: ты зарегистрировал торговую марку?.. Об этом наш главный герой не подумал. А бренд тем временем был подан на регистрацию предприимчивым соседом по квартире.

Поверьте, таких «соседей» на рынке огромное множество.

Есть целые компании, основная сфера деятельности которых — находить тех, кто не озадачился вопросом охраны своих интеллектуальных прав и не получил соответствующей защиты. Их бренды регистрируются.

Что дальше? Компенсация за незаконное использование, возмещение ущерба, ребрендинг...

Идеи стоят денег. И киношная цифра в 2 миллиона — далеко не выдумка режиссера.

По данным авторитетного агентства Brand Finance, стоимость самого дорогого бренда в мире за 2018 год, которым стал Amazon, составила 150 миллиардов долларов.

Как добиться таких солидных бонусов, имея звучное имя, за которое потребитель готов платить, даже не вдаваясь в содержимое упаковки? Грамотная маркетинговая политика и бренд-менеджмент. Это безусловно. Но! Любой концепт в бизнесе без правовой охраны — всего лишь идеология.

Идеологию можно украсть. Зарегистрированный товарный знак — нет.

Ошибки рестораторов

Наш бизнес, как правило, нацелен на другое: какая еще правовая охрана, какие еще регистрации? У нас закупка оборудования, сырья, наем сотрудников, разрешительная документация.

Плюс регистрация — это долго и дорого: это, кстати, два самых распространенных мифа в отношении товарных знаков.

Репутация, прибыль и уверенность в будущем

Право на товарный знак возникает в результате регистрации. Осуществляется она Роспатентом. С момента регистрации право на бренд становится исключительным, то есть исключает все прочие права.

Тот, кто владеет товарным знаком, имеет право запрещать любым другим предпринимателям использовать такое же или похожее обозначение или, наоборот, разрешать, но только с уплатой соответствующих бонусов.

Зарегистрированный товарный знак — это репутация, прибыль, задел на долгое бизнесовое будущее и уверенность.

И право это является не точечным, а защищает объект от любых посягательств: нельзя использовать похожие обозначения и в отношении любых товаров или услуг, которые могут продаваться на одной полке или оказываться в той же нише.

Сколько стоит?

Регистрировать товарный знак лучше в самом начале. Стоимость регистрации зависит от объема прав, которые хочется получить.

Минимальная сумма пошлин за регистрацию в одном направлении деятельности, например, ресторанном бизнесе, обойдется в 23 100 рублей.

А если мы хотим не только ресторанкой заниматься, но и развлечения — конкурсы и дискотеки — устраивать, выпускать печатную продукцию или готовить блюда для продажи в рознице, то каждая такая «ниша плюс» будет стоить на 2500 дороже за каждое дополнительно выбранное направление бизнеса.

Дорого ли? За стабильность на 10 лет? Вполне досягаемая цифра.

Получить право можно примерно за полгода, если все документы оформлены верно. Срок для бизнеса — вполне комфортный. Сегодня подаем документы, а уже через полгода ставим значок ® на вывеске или в меню. И не забудьте: использование ® без официальной регистрации бренда запрещено законом.

Полученное право действует десять лет. Они прошли, а бизнес на подъеме? Ничего заново регистрировать не нужно. Просто пишем в Роспатент, что знак все еще нужен и важен, платим пошлину за поддержание регистрации в силе, и вуаля — еще десять лет знак наш. И так бесконечно, хоть веками измеряй свое исключительное право. Вот это уже действительно сказка.

Стоимость продления срока действия регистрации товарного знака от 14 000 рублей в зависимости от количества зарегистрированных изначально направлений деятельности.

Процедура длится не более двух месяцев.

Нужен ли товарный знак ресторатору?

Товарные знаки — это названия, логотипы, хэштеги, слоганы, доменные имена. Это не просто вывеска и название ресторана. Оригинальные наименования блюд и коктейлей, их внешний вид, если он самостоятельно придуман и необычен, имена шеф-поваров, внутренние элементы интерьера.

Все можно и нужно защищать.

Защищенный товарный знак — залог стабильности и конкурентного преимущества. И может быть даже обеспечением по кредиту в банке.

Сеть FАRШ я люблю не только за бургеры, но еще и за то, как трепетно она относится к своим наработкам. В арсенале правовой охраны этого бренда: собственно название, фирменный черный логотип, общий вид стены за спинами кассиров, изображение формы сотрудников, бургерная доска, табло с номерами заказов... Все это принадлежит сети!

 

Ни один ресторан не имеет права копировать стиль FАRШа. А если скопирует? Гражданский кодекс встанет мощной стеной на защиту и напомнит плагиатору, что компенсация за незаконное использование составляет до 5 миллионов рублей.

Единороги — миф, интеллектуальная собственность — реальна!

В публикации использованы фото с официальной страницы сети FАRШ в фейсбуке

 

Ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности, кандидат юридических наук

Профиль
52
29.07.2019
#работа с гостем#сервис#юридическая поддержка#законодательство
Работаем с потребителем
61
#договоры#юридическая поддержка#законодательство#закупки
Работа с контрагентами: партнерство или конфронтация?
56
#Маркетинг#законодательство#юридическая поддержка#реклама
Право и реклама. Как не нарушить закон?
105
#персонал#юридическая поддержка#законодательство
Уволить без последствий
86
#госорганы и проверки#юридическая поддержка#законодательство
Проверка в ресторане. Правила поведения
44
#помещение и локация#договоры#аренда#юридическая поддержка
Заключаем договор аренды
55
#стратегия#операционное управление#концепция
Зачем ресторатору стратегия?
18
#концепция#меню#опросы профи
Бороться с плагиатом или присоединиться к тренду?
89

Пути развития

Кулинария Читать рубрику
Фабрика кухня Читать рубрику
Франчайзинг Читать рубрику
Кейтеринг Читать рубрику

Реальная помощь

Бланки/Шаблоны
Инструкции
Обучающие материалы
Законы и нормативы
Библиотека
Поставщики
Эксперты
#PR#аналитика#аренда#бизнес-план#брендинг#воровство#госорганы и проверки#деньги на запуск#договоры#доставка#законодательство#закупки#зал#инвесторы#кейсы#кейтеринг#конкуренты#контроль#концепция#кухня#лицензирование#Маркетинг#меню#мотивация#налоги#оборудование#обучение#операционное управление#опросы профи#персонал#поиск персонала#помещение и локация#продажи#продвижение#продукты#проектирование#работа с гостем#разрешительные документы#реклама#санитария#сервис#сертификация#сеть#социальные сети#стандарты#стратегия#строительство#финансы#Франшиза#шеф#юридическая поддержка